Безопасность полётов и поддержание лётной годности Глава I Введение
1.1. Содержание проблемы и предмета БП.
Новая учебная дисциплина Безопасность полётов («БП») возникла в результате комплексных теоретических и экспериментальных исследований, а так же обобщения накопленного опыта работы ГА.
БП — это способность выполнять конкретный полет на конкретном ВС. Следовательно, при исследовании проблемы БП необходимо рассматривать возможные состояния ВС, его систем, динамику полетных ситуаций и устойчивости В. С.
Так же следует иметь в виду при рассмотрении понятия «БП», что:
— уровень риска в полете на современном ВС определяется уровнем свойств (состоянием) всего авиационного комплекса, т. е ВС; экипажа; систем управления, обеспечения и руководства полетами; состояния среды, в которой происходит полет, а так же взаимосвязью всех свойств, т. е их комплексным соответствием назначению АТС;
-необходимый уровень свойств АТС и её систем обеспечивается высоким уровнем достоверности наших знаний характеристик АТК. и условий полета;
— следует учитывать при рассмотрении проблемы обеспечения БП вероятностный характер многих закономерностей, имеющих место в процессе функционирования АТК.;
— особое место в системе и особую роль в благоприятном завершении полетов принадлежит подсистеме «экипаж-ВС».
С учетом сказанного можно дать следующее определение БП:
БП есть способность системы «ВС-Экипаж» выполнять заданный полет, гарантирующая сохранение жизни членам экипажа ВС, его пассажирам, неповреждаемость техники и зависящая от уровня свойств и отношений свойств авиационного комплекса, т. е ВС, его систем, средств обеспечения и управления полетом, а также уровня профессиональных свойств (подготовки) экипажа ВС и вспомогательных служб, обеспечивающих полет.
Такое понимание проблемы БП не сводит ее к введению некоего нового свойства АТК., а характеризует, как способность выполнять конкретный полет, которая зависит от всех свойств АТК.
Обеспечение БП требует определенного уровня совершенства всех систем АТК., строгого соблюдения установленных правил и условий выполнения полета.
Отсюда следует, что для обеспечения БП необходим контроль соответствия уровня свойств авиатехники и подготовки личного состава потребному для благополучного завершения полета данного ВС.
Изучение всего многообразия фактов, влияющих на благополучный исход полета, их взаимодействия между собой и системой «ВС-Экипаж», разработка методов их учета и прогнозирование проявлений, являются предметом нашего рассмотрения в рамках курса БП.
С учетом знания вышесказанного и его понимания, можно дать краткое и общепринятое определение БП:
БП — есть комплексная характеристика воздушного транспорта и авиационных работ, определяющая способность выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей.